Реклама
Философы
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович
(1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках 'Вехи' (1909),
'Из глубины' (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции,
издавал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40). От марксизма
перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и
персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым
необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл
истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за
пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки):
'Смысл творчества' (1916), 'Миросозерцание Достоевского' (1923), 'Философия
свободного духа', 'Русская идея' (1948), 'Самопознание' (1949).
Ранний период
Бердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском
кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном,
затем на юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898
за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в
Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни
России тех лет и получившую название 'движение от марксизма к идеализму'. Наряду
с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из
ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником 'Проблемы
идеализма' (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в
России. С 1904 Бердяев живет в Петербурге, руководит журналом 'Новый путь' и
'Вопросы жизни'. Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В.
В. Розанова и др., где возникло течение, названное 'новым религиозным
состоянием'. Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах 'Sub specie
aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906' (1907) и
'Новое религиозное сознание и общественность' (1907); в них выразились, по его
самооценке, 'тенденции религиозного Анархизма'. С 1908 жил в Москве, входил в
круг деятелей книгоиздательства 'Путь' и Религиозно-философского общества памяти
Вл. Соловьева; участвовал в сборнике 'Вехи' (1909). Оригинальная философия
Бердяева начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и
размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой
творчества и его неизбежной трагедии ('Смысл творчества', 1916).
Годы революции
Революционные годы - время интенсивной творческой и общественной деятельности
Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной;
однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он
написал книгу 'Философия неравенства' (издана 1923), в которой отвергал
демократию и социализм как 'принудительную добродетель и принудительное
братство'. Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был
противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном
противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские
собрания, организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает
публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской
общественности. Участник сборника 'Из глубины' (1918). Дважды его арестовывают и
осенью 1922 высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки
и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию,
участвует в создании Русского научного института, содействует становлению
Русского студенческого христианского движения (РСХД).
В эмиграции во Франции
В 1924 он переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под Парижем,
становится редактором основанного им журнала 'Путь' (1925-40), важнейшего
философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной
эпохи 'Новое средневековье' (1924) начинается широкая европейская известность
Бердяева, и постепенно намечается его особая роль мыслителя-посредника между
русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями
(М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает
межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-28),
регулярные собеседования с католическими философами (1-я половина 1930-х гг.),
участвует в культурфилософских 'декадах Понтиньи', философских собраниях и
конгрессах. Персоналистское течение французских левых католиков, сложившееся в
середине 1930-х гг. вокруг журнала "Esprit" во главе с Э. Мунье, возникает и
развивается под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости соединения
христианской веры, духовной свободы и социальной справедливости. На Западе
становится влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и русского
национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным образом в
книгах 'Истоки и смысл русского коммунизма' (1937) и 'Русская Идея' (1946).
Бердяев считает, что 'русский коммунизм есть трансформация и деформация старой
русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим
явлением'. В годы 2-й мировой войны у Бердяева возникают надежды на гуманизацию
советского режима, он даже вступает в контакты с его представителями (1944-46),
однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях обрывают его
просоветские настроения. В послевоенные годы Бердяев дает наиболее зрелое
изложение своей философии ('Опыт эсхатологической метафизики', 1947), пишет
философскую автобиографию ('Самопознание', 1949). Бердяев приобретает
общемировую известность - он автор около 40 книг, избирается почетным доктором
богословия Кембриджского университета (1947).
Философия
Впервые выразив основные идеи в книге 'Смысл творчества', Бердяев затем
варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея
личности и, наконец, идея 'метаисторического', эсхатологического смысла истории.
В созданной Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят,
с одной стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, 'я'), с другой -
эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют
оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а
взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в
феноменальный мир и действуют в нем.
Творчество и объективация
Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов,
которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии - законам
пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это
ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, -
бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире
другое начало - творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его
в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его,
освобождает от объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов. Плоды
его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не
принадлежит, он свободен.
Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл
и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного
бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого,
настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир
лежит вне истории как иной 'эон', мир свободного духа, отождествляемый у
Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует
извечно в некоем 'эсхатологическом' плане бытия, который может соприкоснуться со
здешним миром в любое время и в любом месте. Творческий акт и есть такое
касание, при котором в мире, в истории как вспышка, является их конец и смысл.
История с точки зрения ее смысла не непрерывна, а дискретна, она есть
'прерывный, прорывный творческий процесс'. Подобная картина истории исключает
все эволюционные и телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину
Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет 'ложным учением': Бог
открывает Себя миру, но не управляет им.
Идея личности
Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не
эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное
существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними
присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира:
'общество- часть личности' ('О рабстве и свободе человека'). Реализацию этой
свободной внутренней cоциальности Бердяев называет 'соборностью' и
противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все
безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты - классы,
партии, нации, церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: 'Нужно
утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства
личности, и примат права над государством' ('Опыт эсхатологической метафизики').
Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем
овеществленным формам религиозного - догматам, церковной организации,
историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее
преодоление должно выявить духовную суть 'эсхатологического христианства' как
непреходящего откровения о Боге и человеке.
Название: Бердяев Николай Александрович
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 6566 раз