Реклама
Философы
Бруно Джордано
Бруно (Bruno) Джордано Филиппе
(1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель
пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во
Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и
свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы
процесса Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма")
В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и
мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму)
перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также
пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против
схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной
теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь
на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а
природы, являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н.
Коперника,оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности
природы и бесконечном множестве миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной и
мирах", 1584, см. "Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира
(учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух
и эфир).
Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает
множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения
противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой
сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть "монада
монад", или бог; как целое она проявляется во всём единичном - "всё во всём".
Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея
единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой,
идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и "совпадения
противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом,
философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к
философским концепциям нового времени.
В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь
последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его
время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд
вокруг оси ("О неизмеримом и неисчислимом", 1591), о том, что во Вселенной
существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б.
опроверг средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и
выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.
Как поэт Б. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное
произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма "Ноев ковчег", философские
сонеты, комедия "Подсвечник" (1582, русский перевод 1940), в которой Б. порывает
с канонами "учёной комедии" и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую
реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б.
высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и
лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.
Название: Бруно Джордано
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 6173 раз