Реклама
Философы
Булгаков Сергей Николаевич
Булгаков Сергей Николаевич
(1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в
Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с
неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному
богословию. Основные сочинения: 'Философия хозяйства' (1912), 'О
богочеловечестве. Трилогия' (1933-45), 'Философия имени' (издано в 1953).
Ранний период
Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной
семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в
Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До
начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался
исследованиями в области политэкономии, выпустил книги 'О рынках при
капиталистическом производстве' (1897) и 'Капитализм и земледелие' (т. 1-2,
1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии
немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству
Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской
интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных
духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике 'Проблемы идеализма' (1902),
выпускает сборник своих статей под программным названием 'От марксизма к
идеализму' (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося
религиозно-философского возрождения - в журналах 'Новый путь' и 'Вопросы жизни',
сборниках 'Вопросы религии', 'О Владимире Соловьеве', 'О религии Льва Толстого',
'Вехи', в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и
издательства 'Путь', где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения
русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы
(как беспартийный 'христианский социалист'). Важнейшие из лекций и статей этого
периода собраны им в сборнике 'Два града' (т. 1-2, 1911). В философских
разработках 1910-х (монографии 'Философия хозяйства', 1912, и особенно 'Свет
Невечерний', 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле
софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние
позднего Шеллинга.
Годы революции
Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию
завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков
активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви
(1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот
он откликнулся диалогами 'На пиру богов', написанными в стиле и духе 'Трех
разговоров' Соловьева и вошедшими в коллективный сборник 'Из глубины' (1918;
переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков
интенсивно работает над философскими сочинениями. В 'Философии имени' (1920;
издано 1953) и 'Трагедии философии' (1920-21, издано в немецком переводе 1927)
он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без
искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и
становится основной сферой его творчества.
В эмиграции
В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки
деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он
покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает
должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете
Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается
Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до
самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором
догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс
институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло
в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных
отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков
участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и
затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и
идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на
Всемирной Христианской конференции 'Вера и церковное устройство' в Лозанне. В
1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на
пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до
последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать
лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми
сочинениями.
Публицистика
Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты
жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр
ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм,
задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни,
проблемы искусства и др. Булгаков - один из главных выразителей 'веховства'
('Вехи', 1909, ст. 'Героизм и подвижничество') как идейного движения,
призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого
революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции.
Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского
отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на
убыль), критику марксизма, но также и буржуазно-капиталистической идеологии,
проекты 'партии христианской политики', отклики на злобу дня (с позиций
христианского либерально-консервативного центризма) и т. п. Тема России
решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской
историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями,
полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах
'На пиру богов' и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной
непредсказуемости.
Философия и богословие
Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания
из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и
Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с
Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и
осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким
идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление -высшее
начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира
включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения
он иногда определял взятым у Соловьева выражением 'религиозный материализм'.
Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них
христианские коррективы. Материя - это не только 'меон', не оформленный
универсальный субстрат чувственных вещей, она также 'земля' и 'мать',
соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем
акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение Богочеловека
Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к
соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости
Божией.
Софиология
Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным
образом в 'большой трилогии': 'Агнец Божий' (1933), 'Утешитель' (1936), 'Невеста
Агнца' (1945). Здесь София сближается с 'усией', сущностью Св. Троицы. Это
сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение
Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного
Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ
учения, находит, что суть его - 'поглощение личности софийно-природным
процессом, уничтожающим свободу' ('Спор о Софии', Париж, 1936). Булгаков отвечал
оппонентам, однако 'спор о Софии' так и не получил окончательного решения.
Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов
системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной
деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.
Название: Булгаков Сергей Николаевич
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 5881 раз