Реклама
Философы
Алексей Иванович Введенский
Алексей Иванович Введенский (1861-1913) принадлежит к московской школе
академической философии, у истоков которой стоял Ф.А. Голубинский, и идеи
которого получили затем творческое развитие в философской системе его преемника
В.Д. Кудрявцева-Платонова. Введенский разделяет теоретическое кредо этой
школы, что философия в решении вопросов живого христианского мировоззрения
должна разъяснять их по законам разума, на основе его добровольного и свободного
подчинения вере, между которой и современным научно-философским мышлением для
него нет никаких принципиальных противоречий.
Он сочувственно относится к философии В.Д. Кудрявцева-Платонова, которую, по его
оценке, всякий признает соответствующей как началам Откровения, так и
требованиям человеческого разума. Соответственно возможность создания самобытной
русской философии А.И. Введенский видит на путях мелиоризма, трансцендентального
монизма и соборности сознания.
В то же время, обращая внимание с позиций историзма на то, что человеческая
мысль в своем движении к истине никогда не останавливается, всегда ищет и будет
искать новых дорог, Введенский стремится в своей системе теистического
миропонимания к синтезу Св. Писания и Предания с новейшими в то время
направлениями западноевропейской философии, а именно с философией жизни. Более
того, выступая за создание и в православии догматики нового типа, догматики
философской, он считает, что именно "философии воли" православное богословие
"вполне спокойно могло бы подать дружескую руку или, точнее, : могло бы принять
дружескую руку помощи".
Считая разум способным лишь привести к истине, но не дать ее человеку, А.И.
Введенский главным предметом своего внимания делает проблемы философии религии.
В ней Введенский обосновывает веру как познание и свободно-сознательное
признание Бога со стороны человека, имеющих своим основанием естественное
Божественное самооткровение, в понятие которого он включает как онтологическое
отношение Бога к миру, так и акт предваряющей благодати. В понимании сущности
язычества и построении философской истории естественных религий взгляды А.И.
Введенского имеют прамонотеистический характер.
Введенский, по оценке современников "философ-христианин", оставил после себя
очень большое и значительное литературное наследие. Среди важнейших его трудов
можно назвать следующие сочинения: "Вера в Бога, ее происхождение и основание.
Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в
текущем столетии" (1891), "Очерк современной французской философии" (1894),
"Закон причинности и реальность внешнего мира" (1901), "Религиозное сознание
язычества. Опыт философской истории естественных религий." (1902)
Название: Алексей Иванович Введенский
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 6270 раз