Реклама
Философы
Гегель
Философия Гегеля (1770-1831) была
кульминационным пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта.
Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть,
если бы не существовало системы Канта. Его влияние, правда теперь уменьшившееся,
было очень сильным и не только в Германии. В конце XIX века ведущие
академические философы как в Америке так и в Великобритании были в большинстве
своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие протестантские теологи
приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на
политическую теорию. Маркс, как всем известно, был в молодости учеником Гегеля и
сохранил в своей системе, в ее окончательном виде, некоторые существенные
гегельянские черты. Даже если (как я сам полагаю) почти все учение Гегеля ложно,
оно еще сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории, так как оно
наилучшим образом представляет определенный вид философии, которая у других
менее согласована и менее всеобъемлюща.
Жизнь Гегеля бедна событиями. В молодости он сильно тяготел к Мистицизму, и в
некотором отношении его поздние взгляды можно рассматривать как
интеллектуализацию того, что вначале появилось перед ним в мистической форме,
как прозрение. Он преподавал философию сначала как приват-доцент в Иене (он
отмечает, что Закончил свою 'Феноменологию духа' за день до сражения под Йеной),
затем в Нюрнберге, затем в качестве профессора Гейдельбергского университета
(1816-1818) и наконец в качестве профессора Берлинского университета с 1818 года
до своей смерти. В последние годы своей жизни он был прусским патриотом,
лояльным чиновником государства, который спокойно наслаждался своим признанным
философским превосходством. Но в юности он презирал Пруссию и восхищался
Наполеоном до такой степени, что радовался французской победе при Иене.
Философия Гегеля очень трудна. Он, я должен сказать, наиболее труден для
понимания из всех великих философов. Перед тем, как перейти к деталям его
философии, может оказаться полезным остановиться на ее общей характеристике.
Начиная с периода своего раннего увлечения мистицизмом, Гегель сохранил
убеждение в нереальности единичного. По его мнению, мир не является собранием
строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых полностью
самодовлеюща. Непосредственное существование таких конечных вещей кажется ему
иллюзией: он полагает что ничто не существует безусловно и вполне реально, кроме
целого. Но он отличается от Парменида и Спинозы тем, что рассматривает целое не
как простую субстанцию, а как сложную систему типа, который мы назвали бы
организмом. Очевидные отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, не
есть просто иллюзия. Каждая из них имеет большую или меньшую степень реальности,
и реальность их состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно
быть обнаружено при истинном рассмотрении. С этим взглядом, естественно, связано
неверие в реальность времени и пространства как таковых, так как время и
пространство, если они рассматриваются как вполне реальные, включают единичность
и множественность. Все это явилось ему сначала как мистическое 'прозрение',
логическая разработка, которая дана в его книгах, явилась позже
Название: Гегель
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 7655 раз