Реклама
Философы
Конфуций
Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.),
древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция
изложены в книге 'Лунь юй' ('Беседы и суждения').
Жизнь
Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три
года, мать - когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть
управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В возрасте 27 лет он получил
должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства
Лу. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого
советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие
13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к
принятию своего этико-политического учения. Миссия успеха не имела. В конце
концов Конфуцию пришлось целиком посвятить себя педагогической деятельности.
Конфуций считается первым частным учителем в Китае. Его известность как знатока
книг 'Ши цзин' и 'Шу цзин', ритуала и музыки привлекла к нему множество
учеников, составивших собрание его суждений и диалогов - 'Лунь юй' (один из
основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства).
Учение
Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: 'Я передаю, но не
создаю; я верю в древность и люблю ее' (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая
Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним
из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии
Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже
заметил: 'О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во
сне Чжоу-гуна' (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством
хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция
к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на
представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип
нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных
отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип
'человечности'), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и,
принцип 'справедливости'). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего
долга (сяо - 'сыновняя почтительность'). Мудрый правитель должен управлять с
помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед 'ритуалом' (ли), то
есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.
Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей
семье: 'Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом,
сын - сыном' (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ
предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав
которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого 'благородного мужа'
(цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых
злоупотреблений.
Культ Конфуция. Конфуцианство
Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном
мире как-то ответил: 'Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно]
служить духам?' (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были
воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как
первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального
вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать
только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось
скорее как 'наука' вообще, а конфуцианцы - 'жу', т. е. просто как 'ученые',
'образованные').
Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на
его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в
его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на
родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555
предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма
в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он
существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный
княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и
храмом.
Название: Конфуций
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-24
Просмотрено 5867 раз