Реклама
Философы
Ламетри Жюльен Офре де
Жюльен Офре де Ламетри родился 25 декабря 1709 года в Бретани, в небольшом
портовом городе Сен-Мало. Он учился в колледжах Кутанса, Кана, затем в колледже
дю Плесси (Париж), наконец, в школе, пользовавшейся репутацией лучшего учебного
заведения страны, - в парижском колледже д'Аркур. Завершив в восемнадцатилетнем
возрасте среднее образование, он решил стать врачом.
В Париже Ламетри получил медицинское образование, считавшееся лучшим во Франции,
но сам он был невысокого мнения о полученных им знаниях. Он полагал, что
полноценным врачом можно стать, лишь познакомившись с новейшими зарубежными
медицинскими достижениями.
Центром европейской медицины был тогда Лейденский университет, где работал
выдающийся естествоиспытатель и ученый-медик Герман Бургаве, утверждавший, что
жизненные процессы можно свести к формулам и выразить химическими терминами.
Бургаве был спинозистом и атеистом. В 1733 году Ламери отправился в университет.
Возвратившись в Сен-Мало после двухлетнего пребывания в Лейдене, Ламетри
приступает к практической работе врача и занимается научными исследованиями. За
восемь лет работы в Сен-Мало он публикует несколько своих научных работ.
Особенно интересен в научном отношении его обширный труд "Соображения
относительно практической медицины" (1743): он содержит подробное описание 111
историй болезни главным образом его собственных пациентов.
Переехав в 1742 году в Париж, провинциальный врач Ламетри сразу получил почетную
и высокооплачиваемую должность полкового врача королевской гвардии. Важнейшим
событием описываемого периода в жизни философа является создание и выход в свет
в 1745 году его первого философского труда - "Естественной истории души", книги,
явно провозглашающей материализм. Ламетри издает ее в качестве перевода на
французский язык сочинения, написанного вымышленным лицом - англичанином Д.
Черпом. Но эта предосторожность не помогла: имя автора становится известно.
На заседании парижского парламента обвинитель Жильбер де Вуазен заявил, что в
книге содержится умысел внушить читателям еретические представления о душе,
"сводя природу и свойства духа человеческого к материи и подрывая основы всякой
религии и всякой добродетели", и требует публичного сожжения богопротивного
произведения рукой палача.
9 июля 1746 года парламент вынес приговор, который был приведен в исполнение 13
июля на Гревской площади. Ламетри изгнали из гвардии.
После того как палач публично предал огню книгу, ее автор с прежней энергией
продолжал обличать врачей-дельцов. В 1746-1747 годах выходят сатира "Политика
врача Макиавелли, или Путь к успеху, открытый перед врачами" и комедия
"Отомщенный факультет". Ламетри издает книгу "Человек-машина", которая, хотя и
помечена 1748 годом, фактически поступила в продажу в августе 1747 года.
В знаменитом труде Ламетри человек действительно трактуется как машина, хотя и
достаточно сложная. "Человек настолько сложная машина, - пишет Ламетри, - что
совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать
точное определение".
Но машина тем и отличается от человека, что ее не надо образовывать. И если бы
человек был машиной, то образование не могло бы поменять его натуры, и он
оставался бы "образованной машиной".
Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что
человеческий организм продолжает действовать и после поломки, то есть в
результате заболевания. Таким образом, "человек-машина" для Ламетри - это
"человек-животное", являющееся единым материальным существом, существом
органического мира.
Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения человека
от животных.
Анонимность издания отнюдь не спасала автора от разоблачения, и Ламетри понимал,
конечно, размеры опасности, какой он себя подвергал. Еще за несколько месяцев до
издания "Человека-машины" он в поисках убежища от грозящих ему преследований
обращается к Мопертюи, который, как и Ламетри, был уроженцем Сен-Мало. Мопертюи
был тогда президентом Прусской академии наук и пользовался большой
благосклонностью Фридриха II, афишировавшего свое покровительство писателям,
ученым, философам. Мопертюи был не только идейно близок Ламетри, он был его
другом.
Для Ламетри покровительство "северного Соломона" - прусского короля явилось
спасением. В момент, когда было ясно, что расправы ему не миновать, он оказался
вне досягаемости фанатиков. 8 февраля 1848 году берлинская газета сообщает о
прибытии "знаменитого доктора де Ламетри". Фридрих сразу же предоставляет
Ламетри должности придворного врача и своего личного чтеца, а вскоре назначает
его членом Академии наук.
Ламетри, избежавший почти верной гибели благодаря Фридриху, которому,
естественно, чувствовал себя обязанным, попав ко двору, сразу же ощутил
унизительность монарших милостей. В "Работе Пенелопы", вышедшей через год после
его приезда в Берлин, он пишет: "Честь быть приближенным великого короля не
избавляет от грустной мысли, что находишься подле хозяина, каким бы любезным он
ни был... При дворе требуется больше услужливости и льстивости, чем философии, а
я до сих пор прилежно занимался лишь последней... и нечего, конечно, в
тридцатидевятилетнем возрасте начинать учиться низкопоклонству". Несмотря на то
что врачебная практика и обязанности королевского чтеца отнимают у философа
немало времени, из-под его пера выходят новые произведения: философские работы
"Человек-растение", "Анти-Сенека", "Опыт о свободе высказывания мнений",
"Система Эпикура", "Животные - большее, чем машины", "Человек - большее, чем
машина"; медицинские труды: "Трактат об астме", "Мемуары о дизентерии"; сатиры -
значительно расширенное издание "Работы Пенелопы" и "Маленький человек с длинным
хвостом". Все это было написано за три года (1748-1751).
В работе "Анти-Сенека" Ламетри призывает подчиняться нашим ощущениям и
стремиться сделать их приятными. Под ощущениями, которые приятны для нас,
Ламетри имел в виду прежде всего чувства сладострастия. Он считал, что
необходимо больше думать о теле, чем о душе, и доставлять побольше удовольствий
телу. Для счастья, полагал Ламетри, не требуются ум, знания.
По словам Дидро, "Анти-Сенека" - книга, оправдывающая любые преступления. Находя
одну лишь безнравственность в книге Ламетри, Дидро видит лишь безнравственность
и в его жизни. Великий просветитель изображает Ламетри невеждой. Аналогичным
образом высказывались о нем Гольбах, д'Аламбер и другие просветители,
утверждавшие, что Ламетри дает оружие их врагам.
Вызывающий характер носят не только книги Ламетри, но и многие его поступки.
Лишь люди, с которыми Ламетри был откровенен, в том числе Мопертюи и
Вольтер, знали, насколько несправедливо было общее мнение о нем. "Этот
весельчак, слывущий человеком, который над всем смеется, порой плачет, как
ребенок, от того, что находится здесь.
Он умер в сорокадвухлетнем возрасте 11 ноября 1751 года. Через три недели одна
из немецких газет опубликовала эпитафию, в которой говорилось: "Здесь покоится
де Ламетри, галльского происхождения; здесь осталось все его машинное заведение.
Горячку он схватил при дворе; она его изъяла из мира, где после себя он оставил
глупостей немало. Ныне, раз распалось его машинное тело, сумеет он на покое
разумный вывод сделать. Разумный же вывод один: человек не состоит из машин".
Название: Ламетри Жюльен Офре де
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-24
Просмотрено 7429 раз