Реклама
Философия религии >> Христианство
Патристика. Отцы церкви
Патристика - (от греч. pater - отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви. Во 2-3 вв. происходило фрагментарное философствование апологетов патристики: Тертуллиан, Клемент Александрийский, Ориген. В 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины: Василий Великий, на западе - Августин. 6 век - стабилизация догм и кодификация наук под эгидой теологии: Леонтий Византийский, Боэций...
Четырех деятелей называют докторами Западной церкви - Святого Амвросия,
Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.
Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период между победой
католической церкви в Римской Империи и варварским нашествием. Сразу после того,
как они сошли со сцены, Италия, Испания и Африка оказались во власти варваров. Цивилизация
вступила в полосу многовекового упадка и только, примерно через 1000 лет, христианский
мир смог вновь выдвинуть людей, равных Амвросию, Иерониму и Августину. Их авторитет
почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто бы то ни был, они способствовали
определению того вида, который приняла церковь.
Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью
и государством (независимость церкви).
Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива
монашеского движения.
Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации.
Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали более ранние
христианские философы. Лучшее его произведение - "Исповеди". Августин утверждал,
что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то время, как греческая философия
утверждала, что мир не может быть сотворен из ничего. Эти воззрения в христианские
времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин пытался соотнести
эти две теории. Он говорил, что бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует
своему собственному творению времени, так как он пребывает вне потока времени. Прошедшее
и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее может быть отождествлено
с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они являются фактами, относящимися к
настоящему, т.е. время является аспектом наших мыслей.
В произведении "О граде божьем" Августин говорит:
1. о нечестивости языческих богов.
2. в настоящем мире два града - земной и небесный, они перемешаны, но в будущем
будут разделены.
3. блаженное вечно, но не все вечное блаженно.
Дал синхронизацию священной и мирской истории.
Патристика 5 - 6 веков.
5 век - это время варварских нашествий и падения западной Римской Империи.
После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти угасла. В это время
англы вторглись в Британию, франки в Галлию (совр. Франция), вандалы в Испанию.
В середине 5 века Св. Патрик обратил ирландцев в христианство, т.е. в Европе образовались
германские королевства. В Италию пришли готы, а их пригнали сюда с востока гунны
(монголы). В этот период хаоса церковь раздирались спором по вопросу о воплощении.
Главные противники - два церковника - Кирилл и Несторий. Кирилл - патриарх
Александрийский, а Несторий - Константинопольский. Спор разгорелся из-за
того, как относится друг к другу божественное и человеческое естества Христа.
Несторий: в Христе два лица - человеческое и божественное, богородица - мать
человеческого, божественное лицо не имело матери.
Кирилл считал, что в Христе только божественное. В результате, церковь раскололась.
В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.
Боэций: несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование совершенного
образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и бог, являются высшими
благами, потому тождественны, следовательно каждый счастливый - есть бог. Добродетельные
люди могучи, дурные немощны.
То немногое, что уцелело от культуры древнего Рима, было сохранено церковью, у которой
было три направления деятельности:
1. монашеское движение;
2. рост влияния папства;
3. обращение варваров из язычества в христианство.
Монашеское движение зародилось одновременно в Египте и Сирии примерно в начале
4 века в форме отшельников-одиночек и монастырей.
Первый отшельник - Святой Антоний (270 г.). Пахомий (315 г.) основал первый монастырь.
Большинство монахов ничего не читали и не трудились.
Большую роль в монашеском движении сыграл Святой Бенедикт, основатель Бенедиктинского
ордена. Он не требовал строгого аскетизма.
Григорий Великий родился в Риме около 540 года в богатой знатной семье. Был
префектом Рима. Раздал богатство на основание монастырей. Не питал симпатий к светскому
знанию.
Название: Патристика. Отцы церкви
Раздел: Христианство
Дата: 2006-01-25
Просмотрено 4984 раз