Реклама
История философии >> Античность
Теология Аристотеля
Будучи формой, перводвигателем и
целью, бог начисто лишен материи. Поскольку материя вносит ачало возможности,
потенциальности, то нематериальный бог - чистая действительность и
осуществленность, высшая реальность. Бог отделен от мира индивидуального,
обособлен от жизни людей, он не вникает в частности. Мир отдельного, мир
единичных, индивидуальных, чувстьенных сущностей - недостойный предмет для бога,
ведь "лучше не видеть иные вещи, нежели видеть [их]" (XII, 9, с. 215). Бог
неизменен - ведь всякое изменение было бы для него изменением к худшему.
Бог Аристотеля - философский бог. Впервые мы встретились с ним у Ксенофана, ибо
его бог безличный. Высмеяв человекообразных, антропоморфных богов
политеистической мифологии, Ксенофан стал учить о некоем едином боге как
совпадающем с миром активном мышлении. Таков же и бог Аристотеля, правда, он не
совпадает с миром, а обособлен от него. Аристотель - не пантенст, как Ксенофан.
Хотя Аристотель говорит о боге, что "бог есть живое существо" и что "жизнь
несомненно присуща ему" (X.II, 7, с. 211), но под жизнью бога Аристотель
понимает исключительно деятельность его разума - божественное мышление.
Собственно говоря, сам бог и есть чистый деятельный разум, самодовлеющее, само
на себе замкнутое мышление.
Аристотелевский бог мыслит сам себя, бог, говорит Аристотель,- это "разум
[который] мыслит сам себя .... и мысль [его] есть мышление о мышлении" (ХII, 9,
с. 215) . В боге, поскольку в нем нет материи, предмет мысли и мысль о предмете
совпадают. В "Метафизике" сказано: "Поскольку, следовательно, предмет мысли и
разум не являются отличными друг от друга в тех случаях, где отсутствует
материя, мы будем иметь здесь тождество, и мысль будет составлять одно с
предметом мысли" (XII, 9, с. 215). Бог Аристотеля - духовный Абсолют, ибо один
из главных его признаков - совпадение субъекта и объекта. Мысля самого себя, бог
тем самым мыслит самое божественное и самое ценное. Природу бог не мыслит. Бог
замкнут на самом себе. Но неясно, однако, что все же мыслится богом: мыслит ли
он формы бытия, не сами вещи, а их сути, виды вещей, неделимые виды, а также и
роды, которые, как мы выше выяснили, никак нельзя считать формами, или же бог
мыслит формы мысли, ведь мышление мышления есть логика, а логика мыслит не о
собаках и созвездиях, а о понятии, суждении, умозаключении и т. п. В последнем
случае бог - это логик, как бы обожествленный философ. В боге философ
обожествляет сам себя и то самое мышление, благодаря которому возможна философия
как мыслящее мировоззрение. Но мы так и не узнаем, содержательно или формально
мышление бога, мыслящего самого себя.
Представления Аристотеля о боге весьма неконкретны, что и неудивительно, ибо
такой бог - плод его философствующей фантазии. Поэтому В. И. Ленин говорит, что
"Аристотель так жалко выводит бога против материалиста Левкиппа и идеалиста
Платона" 1. /1 Ленин B. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 255./ Левкипп и Демокрит
отрицали, как сказано, богов, и отношение Аристотеля к этим философам-атомистам
было выражением борьбы идеализма с материализмом. Что же касается Платона, то в
этом пункте мы наблюдаем борьбу внутри лагеря идеализма. Здесь бог не против
безбожия, а один бог как бы выступает против другого бога. Это было частью общей
полемики Аристотеля против Платона, борьбы Ликея и Академии.
Название: Теология Аристотеля
Раздел: Античность
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 6404 раз