Реклама
История философии >> Средневековье
Периодизация философии
В отличие от истории средних
веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой
философии усматриваются в раннехристианском периоде. Средневековую философию
условно можно разделить на следующие периоды:
1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.);
2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с
христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.);
3) схоластика (XI-XIV вв.).
В каждом их этих периодов обычно различают 'рационалистическую' и 'мистическую'
линии. Однако стоит подчеркнуть, что мысль 'рационалиста' была направлена на
постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность им мыслящего
существа назвать нельзя), а мысль 'мистика' обретает логическую форму. Обеим
этим линиям свойственно то, что называлось 'схождением ума в сердце'; это в свою
очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва,
исповедь, наставление, как правило, облеченное в форму притчи. Именно потому,
что философия составляла с мифологией, называвшейся вплоть до XII в.
спекулятивной философией, единый идейный комплекс, она развивалась не только в
светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с Х111 в.), но прежде всего
в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали
францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и
доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых
философов Я школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго
Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский, Ансельм
Кентерберийский).
Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (11-1V вв.) и посленикейскую
(IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит,
Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.).
При этом греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному
созерцанию Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть 'мистицизму', в то
время как католическая мысль развивается внутри пересекающихся линий
'мистицизма' и 'рационализма'. Огромное значение в этот период играли споры с
неоплатонизмом, гностицизмом и возникавшими внутри христианства ересями.
Философствование, выявляющее возможности слова, - это фактически все
средневековое философствование, его можно выделить в отдельный период тоже
весьма условно, поскольку это было философствованием внутри новых охватываемых
христианством ареалов - территории будущей Западной Европы. Важнейшими
представителями такого философствования являются папа Григорий Нисский, Исидор
Севильский, Бэда Достопочтенный, магистры Каролингской Академии, прежде всего
Алкуин. Особняком в этом ряду стоит великий философ Иоанн Скот Эриугена.
Период, связанный со схоластическим методом исследования, также можно подзделить
надвое: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (XIII-XIVBB.). Представителями
раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский,
Петр Абеляр, Бернард Клервоский и др. Представителями позднесхоластического
периода - Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн
Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы 'экспериментальной философии' Роберт Гроссетест
и Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический период является периодом влияния
арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей
Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что
способствовало потере равновесия между разумом и верой.
Название: Периодизация философии
Раздел: Средневековье
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 8646 раз