Реклама
История философии >> Новое время
Основные черты философии нового времени
Новое время, начавшееся в 17 веке
стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как
нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под
влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился
механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как
огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились
два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным
источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека.
Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.
Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент).
Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом
должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма
призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.
Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного
знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма
считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во
всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать
за окончательную истинную.
Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и
философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он
проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего
лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания
законов окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа
- есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над
природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно
является первейшим условием свободной деятельности человека.
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания
являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.
В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В
его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она
объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя
собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав
человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало
настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.
В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло
французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно
подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как
символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз
Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования
отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный
прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек
- природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и
совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей
неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество
надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители
стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как
форма народовластия.
Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания,
внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они
считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для
изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея
Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.
Название: Основные черты философии нового времени
Раздел: Новое время
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 9747 раз