Реклама
История философии >> Классическая философия
История позитивизма
Одним из наиболее влиятельных
направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как
самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более
чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления
присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие "позитивизм" обозначает призыв философам отказаться от метафизических
абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически
неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию
позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции
против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к
материализму. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как
самом главном и самом надежном источнике познания).
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении
философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное,
положительное ("позитивное") знание о действительности может быть получено лишь
в виде результатов отдельных специальных наук или их "синтетического"
объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное
исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся
история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на
каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более
последовательную и строгую "ориентацию на науку" и вместе с тем на каждом новом
этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием
развивающейся научной теории.
Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто выделить те
черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть внутренние тенденции
развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие пружины его
эволюции. А это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях
науки и философии, которые характерны для нового времени.
Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких
проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была
ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла
в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального
образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по
исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли,
"метафизической", проблематики.
Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли
дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению "метафизических"
проблем.
Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII-XVIII вв. возникает
как результат столкновения двух разных начал: традиционной "метафизики" и новой
механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и
материального, субъекта и объекта, "первичных" и "вторичных" качеств и
постановка в центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие
идеального и материального, отношение "внутреннего" мира сознания к "внешнему"
миру, - все это стало возможным лишь вследствие отождествления реально
существующего бытия с тем, что ухватывается с помощью терминов
механико-математического естествознания (которое в то время было тождественно
науке вообще), и приписывания всему остальному статуса "субъективности". Тесная
взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к
необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального
знания, а в связи с этим - к делению философов на эмпириков и рационалистов.
Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает
субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую
концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии
XVII-XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием (Д. Юм
отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил причинность до
субъективно-психологической уверенности).
Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во
имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней
"метафизики", раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее
утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим,
созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм
не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем
ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.
С задачей критики "метафизики" пыталась справиться и немецкая классическая
философия. Кант, выступив против рационалистической, аналитической философии
XVII-XVIII вв. и вместе с тем против основных критиков этой философии (Д. Юма и
механистических материалистов), хотя и поставил в острой форме вопрос о
возможности науки и об отличии научных и "метафизических" утверждений, по
существу, предложил вместо "метафизики вещей" "метафизику знания" -
априористскую и формалистическую "трансцендентальную философию".
Гегель противопоставил "отрицательной метафизике" XVII-XVIII вв. строго научное
знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе с тем
Гегель считал, что диалектика и есть "положительная", или "разумная",
метафизика. На практике реализация тезиса о "разумной метафизике" приводила к
философской спекуляции. Из философской системы Гегеля (в значительной мере это
относится и к шеллинговской "Философии природы") современные ему
естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику
рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты,
которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение
двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая
соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом.
Название: История позитивизма
Раздел: Классическая философия
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 6397 раз