Реклама
История философии >> Классическая философия
Первая историческая форма позитивизма
В 30 - 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже
претендовала на создание "научной философии" и заявила о решительном разрыве с
прежней философской ("метафизической") традицией (о "революции в философии").
Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом (1798-1857).
Позитивистская философия Конта определенным образом связана с философией
французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение
в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной
области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом
классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация
завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический
закон): Математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук
предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин "социология";
благодаря ему социология впервые была разработана в определенную научную
систему.
Основные принципы: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному;
временной. Он считал, что задача философии охватывать совокупность наук,
познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести
одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль
философии - минимизировать число этих законов.
Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Социальная концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе.
Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая концепция включает три раздела: Социальная статика.
Социальная динамика. Политика.
Социальная статика -> государственные институты: семья, государство, церковь.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, воспитание.
Функции государства: порождение общественного духа.
Идеальная структура правления - соединение церкви и государства.
Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные религии
должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.
Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви
французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению. Это
выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим
объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в "синтетическую
философскую науку" обобщений, которые часто качественно не отличаются от
обобщений частных наук. А так как бессознательной предпосылкой естествознания
XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения, включенные в состав
позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток естественнонаучного
материализма. При этом позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и
Даламбера: то, что у последних находилось па втором плане, у Конта превращается
в ядро философии.
История "тяжбы" философии с наукой показала, как считает Конт, что всякие
попытки "приспособить" "метафизическую" проблематику к духу научности заведомо
обречены на провал. В качестве вывода из этой истории Конт предлагает признать,
что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна
опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания
действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин. Существует
объективная потребность в выявлении, раскрытии связи между отдельными науками, в
создании их системы.
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта,
сохранить название "философия". Однако эта новая наука не должна иметь ничего
общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой
философии принципиально отличаются друг от друга. Построение "новой философии"
является естественным продолжением той работы, которая совершается в специальных
науках. Нет никаких ограничений степени общности формулируемых в них
закономерностей; более или менее общие из них могут раскрывать сами специальные
науки, а исследованием самых общих занимается философия, связанная с чисто
научными обобщениями лишь рядом незаметных переходов. Таким образом, философия
сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.
Не такова, говорит Конт, традиционная философская "метафизика", проблемы
которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на основании данных
опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже поставлены, если
следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия, по мнению
Конта, не имеет дела с "метафизическими" проблемами и поэтому отвергает как
идеализм, так и материализм. Пережитки "метафизики", к которым относятся, по
мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и
из науки. К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин
явлений и на проникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает
явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос "почему", а лишь на вопрос "как".
Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и
выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой науки,
второе - пережитком "метафизики".
Последовательное развитие этого тезиса О. Конта ведет к "феноменализму" и это
означало бы не только "изгнание" из науки причинности, но и отрицание
возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. о. признание точки
зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с современной научной
практикой, Конт делает это ценой явной непоследовательности.
Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции
человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и позитивной. На
первой, теологической стадии все явления объясняется на основе религиозных
представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в
объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью -
позитивную, для которой характерно объединение теории и практики, человек
довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи
явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует
законы. "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать" - эти слова
являются девизом позитивной науки.
Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический (описательное
обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить.
Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е.
должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом
должны экспериментально подтверждаться.
В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его
феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая его с
юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика и
ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом
свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в.- Дж.
С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О.
Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную
примыкали к ней.
Г. Спенсер, используя в своих "синтетических" обобщениях открытия естествознания
второй половины 19 в., объективной реальности, в сущность которой можно
проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки. Идея глобального
эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический закон:
перемещения в пространстве и во времени идут в определенном направлении от
гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к большей степени сложности,
четкости и выделенности. Задача позитивных наук - ответить, как устроен этот
мир. На вопрос, почему так? наука не должна отвечать. Философия становится
сводом установленных, опробованных научных истин. Философия сводит знания
воедино и знакомит с ними общественность. Стандартная концепция науки. Наука -
постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в себя
предыдущую как некое предельное место в новой теории.
Выделил три возможности происхождение мира: Мир сам по себе. Кто-то
создал. Всегда есть и будет.
Но , как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек не
может понять как все из ничего. Это невозможно, так как невозможно представить
(путает представление с понятием).
Его утверждения:
Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что
произошло, а не с тем, что существует.
Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.
Непознаваема конечная причина мира, материя.
Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного труда .
Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена.
Наука - это отдельные категории.
Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.
Движение по линии наименьшего сопротивления.
Теория эволюции основана на механике Ньютона.
Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к порядку
от неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе силы
уравновешивают друг друга.
Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается
воздействию других систем -> возмущение -> развивается деградация, т. к. система
замкнутая -> то цикличность.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) известен своей системой индуктивной и дедуктивной
логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив
его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму
Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология,
которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и
представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия - это просто
(языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля.
Внешний мир в этом смысле - постоянная возможность сходных ощущений.
Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом
познания - индукция; она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом
математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль
различает науки о природе и науки о духе - психология, "этология", наука об
обществе - и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе
и описательного метода (он вывел четыре метода научной индукции).
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме
переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех
"синтетических" обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и
неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами
механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической
основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на
рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии,
которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на
рубеже XIX-XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований,
поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами,
изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и
физикой),-все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и
логических основ науки, т. е. тех самых "предельных" вопросов знания, от
исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную
обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках
механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом.
Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования,
вывести "должное" из "сущего" и при этом сохранить позитивистский критерий
научности.
Представителями первой, "классической" формы позитивизма 19 в., кроме Конта,
были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан - во Франции; Дж.
С. Милль, Г. Спенсер - во Великобритании. Немецкие позитивисты - Л. Фейербах,
Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими позитивистами (на
идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э. Маха, Корнеулиуса, Циена,
Ферворна, которые только ощущения считают данными.
Название: Первая историческая форма позитивизма
Раздел: Классическая философия
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 8290 раз