Реклама
История философии >> Постклассическая философия
Ранние сочинения и критика культуры Ницше
Хотя в ранний период творчества на Ницше
большое влияние оказала философия Шопенгауэра. Его трудно назвать собственно
учеником и последователем знаменитого франкфуртского пессимиста. Когда в первой
своей книге "Рождение трагедии из духа музыки" Ницше вслед за Шопенгауэром
исходит из того, что существует некое "первоначальное единство", а также считает
жизнь, как она есть сама по себе, чем-то ужасным и трагичным. Нуждающимся в
творческом преобразовании с помощью искусства; он скорее стремится оправдать ее,
нежели отвергнуть, и берет в союзники древнегреческую культуру досократовской
эпохи. Древние греки, утверждает Ницше, хорошо представляли себе опасности жизни,
и это знание не отвращайте их от нее благодаря тому, что они были способны
сделать ее приемлемой, творчески преобразовав. В их глазах мир получал
оправдание как эстетический феномен. Ницше при этом обращает внимание на два
мотива древнегреческой мифологии: дионисийский и аполлоновский.
Бог Дионис является как бы символом потока жизни в ее первозданности, жизни,
опрокидывающей любые барьеры и не знающей никаких ограничений. В дионисическом
культовом действе, носящем оргиастический характер, как бы происходит слияние
участвующих в нем с самой стихией жизни, растворение в ней, приобщение к
"первоначальному единству". При этом слетает покрывало эстетической иллюзии, и
ничто не сдерживает проявление витальных сил.
В то же время бог Аполлон - это символ света, меры и гармонии. Он олицетворяет
собой принцип индивидуации. Дионисийский культ Ницше считает началом более
древним, и это дает ему основание утверждать, что под покровом умеренности,
столь часто приписываемой грекам, под покровом их приверженности искусству,
красоте, совершенным формам таится темное, алчное и необузданное напряжение
инстинкта, порыва, страсти, которые готовы все смести на своем пути. Именно за
это мнение, шокировавшее научное сообщество филологов - классиков того времени,
Ницше был подвергнут остракизму как ученый-историк. Правда, данное
обстоятельство не повергло его в отчаяние, а, напротив, послужило более ясному
осознанию им смысла собственной деятельности.
Итак, поскольку жизнь есть вещь ужасная и жестокая, то пессимизма в
шопенгауэровском смысле, т.е. как преодоления самого желания жить, можно
избежать, только если первобытный ужас будет переведен на язык настроения,
которое не лишает человека возможности испытывать потрясение от соприкосновения
с хаосом, но при этом удерживает его в определенных рамках повседневности. Этим
путем идет дионисийская эстетика, типичными формами которой, по Ницше, выступают
музыка и аттическая трагедия.
В своей первой книге, как это следует из названия, Ницше исследует вопрос, из
каких предпосылок возникла древнегреческая трагедия, какие потребности народной
души она выражала и что случилось с ней под влиянием исторических перемен при
переходе к классической эпохе - эпохе Сократа и Платона. Важнейшей целью Ницше в
этой книге было показать, что высшие достижения греческой культуры - до того,
как их "испортил" сократовский рационализм, - явились результатом гармоничного
соединения аполлоновского и дионисического начал. В способности к подобной
гармонии философ видит высший образец и смысл культуротворчества. "Гибель
греческой трагедии должна была представиться нам результатом
достопримечательного разрыва этих двух коренных художественных стремлении; в
полном согласии с этим последним процессом шло вырождение и перерождение
греческого народного характера, вызывая нас на серьезное размышление о том,
насколько необходимо и тесно срастаются в своих основах искусство и народ, миф и
нравы, трагедия и государство".
Если существование оправдано только как эстетический феномен, то цветом народа
будут те, кто преобразует существование в такой феномен, т.е. сильные и
одаренные натуры, способные взирать на жизнь без страха. Ницше утверждает, что
именно они составляют базис культуры. Ради их произрастания и деятельности
должны трудиться целые народы, потом и кровью удобряя ту землю, которая,
возможно, станет родиной гения: поэта или художника, музыканта или философа.
В одном из "Несвоевременных размышлений" Ницше ставит вопрос, к которому будет
возвращаться и впоследствии. Что должно доминировать: жизнь над знанием или
наоборот? "Какая из двух сил есть высшая и решающая? - риторически спрашивает
он. - Никто не усомнится: жизнь есть высшая, господствующая сила..." Это
означает, по мнению Ницше, что культура 19-го столетия, для которой было
характерно доминирование знания и науки, будет взорвана подавленными витальными
силами, и это приведет к эпохе нового варварства. Под поверхностью размеренной и
благополучной жизни философ чувствует бурление непреложных сил, ибо это силы
"дикие, первобытные и совершенно немилосердные. На них смотришь с трепетным
ожиданием, как на котел волшебной кухни... Уже целое столетие мы подготовлены к
капитальным потрясениям", - заключает он. Враждебная подлинной культуре
тенденция, с его точки зрения, заключена в массовых демократических и
социалистических движениях, ибо они ведут к опошлению и стандартизации
культурных ценностей. Однако Ницше не считает, что подобная ситуация
непреодолима. Напротив, угроза со стороны деструктивных сил может и должна
разбудить способность людей ценить и сохранять высшие проявления человеческого
гения.
Ницше считает, что культурные ценности трансцендентны конкретной исторической
ситуации, а человек - существо пластичное, ибо он способен сам преодолевать
себя, обнаруживая новые возможности. Эмпирическая наука, по Ницше, не способна
дать подходящую перспективу. То же касается и христианского вероучения, о
котором он в ранний период еще мало говорит. Это миссия одинокого
мыслителя-философа, который не интегрирован в сложившуюся образовательную
систему и потому не боится стать "опасным". Самый главный вопрос для всякой
философии, считает Ницше, состоит в том, чтобы понять "насколько вещи обладают
неизменными качествами и формами, чтоб затем, дав ответ на этот вопрос, с
беззаветной храбростью отдаться совершенствованию той стороны мира, которая
будет признана изменчивой. Этот идеал философа как судьи над свершившимся и
творца новых ценностей Ницше сохранит и в последующие годы.
Название: Ранние сочинения и критика культуры Ницше
Раздел: Постклассическая философия
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 5121 раз