Реклама
История философии >> Постклассическая философия
Воля к власти в природе и человеке Ницше
Для разъяснения того, как воля к власти
работает в природе, Ницше использует аналогию с атомистической моделью строения
материи. Он считает возможным говорить о мельчайших количествах, или квантах,
власти (силы, энергии), которые находятся в постоянном соперничестве и борьбе,
ибо каждое из них стремится бесконечно увеличивать свое могущество. При этом
Ницше подчеркивает условность данной физической аналогии, ибо само расчленение
единого процесса на составляющие - вещь и ее воздействие, причину и следствие,
субстанцию и акциденцию - представляет собой не более, чем "психологическую
примесь". "Если мы элиминируем эту примесь, - поясняет Ницше, - то вещей не
будет, а останутся динамические количества, находящиеся в известном отношении
напряженности ко всем другим динамическим количествам".
Что касается органического мира, то Ницше пишет следующее: "Известное количество
сил, связанных общим процессом питания, мы называем "жизнью". В другом месте он
определяет жизнь как "длительную форму процессов уравновешения силы, в течение
которых силы борющихся в свою очередь, растут в неодинаковой степени". Иными
словами, организм - это совокупность взаимодействующих систем, главное
стремление которой заключается в повышении чувства власти. Это достигается за
счет преодоления препятствий, противодействия тому, что оказывает сопротивление.
Говоря о биологической эволюции, Ницше яростно критикует дарвинизм. Он, в
частности, обращает внимание на то, что в течение длительного времени, которое
требуется для закрепления какого-либо полезного свойства, это свойство не
приносит выгод своему носителю в плане приспособления к внешним обстоятельствам
и борьбы с врагами. "Влияние "внешних обстоятельств" переоценено у Дарвина до
нелепости: существенным в процессе жизни представляется именно та огромная
созидающая изнутри формы сила, которая обращает себе на пользу, эксплуатирует
"внешние обстоятельства". Ницше не согласен с мнением, что естественный отбор
способствует прогрессированию биологических видов за счет сохранения их наиболее
совершенных и индивидуально сильных особей. Как раз наоборот: наиболее
совершенные, с его точки зрения, погибают легче всего; хорошо сохраняется лишь
посредственность. Чувство страха и опасности объединяет слабых, и они благодаря
своей численности получают преимущество в силе перед удачными, но все же редкими
"детьми природы".
Если выводить какую-то мораль из дарвиновской теории эволюции, то, согласно
Ницше, получится, что "средние более ценны, чем исключения, продукты декаданса
более ценны, чем средние". Поэтому, чтобы говорить о высших ценностях, придется
принять в расчет и иные факторы, кроме естественноисторических. Надо заметить,
что Ницше несправедливо требует от дарвиновской естественнонаучной теории
объяснения сугубо культурологических вопросов. На это теория естественного
отбора никогда не претендовала и не могла претендовать. Скорее всего адресатом
ницшевской критики были довольно распространенные в его время всевозможные
социал-дарвинистские построения.
Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую
теорию, построенную на принципе гедонизма и видящую основные мотивы
человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать страдания.
С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие
увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на
абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения
более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать
победу над тем, что стоит у нес на пути.
Название: Воля к власти в природе и человеке Ницше
Раздел: Постклассическая философия
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 6139 раз