Реклама
История философии >> Постклассическая философия
Теория вечного возвращения Ницше
В уста своего известного персонажа
Заратустры Ницше вкладывает не только проповедь о пришествии сверхчеловека, но и
другие важные для его зрелой философии идеи. Например, идею о вечном возвращении
как "высшей форме утверждения, которая вообще может быть достигнута". Хотя Ницше
согласен, что в известной еще со времен античности мысли о вечном повторении
того же самого есть нечто удручающее, он использует ее как тест на выносливость
и стойкость духа, на способность сказать "да" такой жизни, какова она есть. И
как бы он сам не настаивал на "внезапности", с какой эта мысль пришла к нему,
она, безусловно, есть реминисценция его увлечения древнегреческой мифологией в
ранний период.
Так или иначе, эта идея была сформулирована в афоризме 341 "Веселой науки", где
рассказывалось, как некий демон является мыслителю в его уединение и предлагает
прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет
повторяться бесчисленное число раз. Ницше спрашивает, как же поступит мыслитель:
будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с благоговением
воспримет сообщение и внутренне преобразится. Ответ на это искушение пока что
остается открытым. В другой книге Ницше говорит о жизнерадостном человеке,
который желает "повторения всего этого так, как оно было и есть, во веки веков".
Здесь уже явственно звучит сочувствие философа данной идее, ибо она
противопоставляется "полухристианской, полунемецкой узости и наивности", которая
воплощена, по его мнению, в пессимистической философии Шопенгауэра. В
философско-поэтической книге "Так говорил Заратустра" Ницше передает чувство
отчаяния при мысли, что худшие люди должны будут вернуться. Но не только они - и
сам учитель вечного возвращения будет "вечно возвращаться к той же самой жизни,
в большом и малом". А это обнадеживает. Тем более, что сам Заратустра
благославляет данный возврат: "О, как не стремиться мне страстно к Вечности и
брачному кольцу колец - к кольцу колец - к кольцу возвращения!". Наконец, в
своих поздних заметках, частично опубликованных под названием "Воля к власти",
философ несколько раз упоминает одновременно удручающую и несущую освобождение
идею вечного возвращения, подчеркивая се дисциплинирующее воздействие.
В этих же заметках данная идея предстает и в качестве своеобразной эмпирической
гипотезы, утверждающей, что "закон сохранения энергии требует вечного
возвращения". Если рассматривать мир, рассуждает Ницше, как определенное и
ограниченное количество энергии, распределенной между фиксированным количеством
ее носителей, то хотя число положений, комбинаций и изменений в распределении
силы, или энергии, велико, оно все же конечно. А поскольку время бесконечно, то
"все возможные развития должны были уже осуществиться. Следовательно,
наблюдаемое развитие должно быть повторением".
Скорее всего подобные рассуждения немецкого философа конца 19 века, с точки
зрения научной обоснованности, покажутся наивными ученым двадцатого столетия.
Однако вспомним о том историко-философском контексте, в котором они
существовали. Возможно, главной причиной, по которой Ницше настаивает на идее
вечного возвращения, является та, что данная идея заполняет некоторые
существенные пробелы его философии. С ее помощью поток становления приобретает
характер устойчивого бытия, и это достигается без метафизического допущения
некоей трансцендентной чувственно-воспринимаемому миру реальности. Далее.
Поскольку эта идея возвращения не предполагает никакого запредельного миру
божества, то Ницше удается избежать и пантеизма. Исключает она также и личное
бессмертие как вечное пребывание "по ту сторону" жизни.
Вместе с тем предполагается возможность заменить утешающую многих перспективу
христианского вероискупления тем, что человек сможет прожить свою собственную
жизнь бесчисленное число раз. Ницшеанский миф о вечном возвращении венчает его
дело: эта философия утверждает принципиальную посюсторонность человеческого
бытия. В этом смысле правильно рассматривать ее как рубеж, разделяющий эпоху
философской классики, эпоху формирования и кризиса крупных метафизических
систем, и демонстрирующую небывалое многообразие и разнообразие концептуальных
подходов. а также ярко выраженный интерес к различным аспектам человеческого
существования философии 20 века.
Название: Теория вечного возвращения Ницше
Раздел: Постклассическая философия
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 9741 раз