Реклама
Философия стран >> Индия
Место авторитета и разума в индийской философии
Упомянутые выше отличия позволяют
различать методы философских спекуляций, применяемых в различных школах. Ответы
на такие философские вопросы, как, например: 'Какова причина мира?', 'Существует
ли бог?', 'Какова природа бога?',- не могут быть получены благодаря наблюдению.
Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом,
философ должен применить воображение и разум. Подобно другим отраслям знания,
философия в своих исканиях идет от известного к неизвестному.
Основанием (ground) философии является опыт, а главным инструментом ее - разум.
Однако возникает вопрос: 'Какой именно опыт должен служить основанием
философии?' Индийские мыслители не единодушны в этом вопросе. Некоторые из
них, например, считают, что философия должна основываться на обычном, нормальном
опыте, то есть на тех истинах, которые открыты учеными и признаны всеми людьми.
В Индии эти взгляды полностью разделяются философами школ ньяйи, вайшешики, санкхьи и чарвака. В большей своей части это положение разделяется также философами буддийской и джайнской школ. Однако некоторые другие мыслители считают, что в отношении таких вопросов, как вопросы о боге, о состоянии освобождения и т. п., мы не можем получить сколько-нибудь правильной идеи из нашего обычного опыта. В этом случае философия по необходимости зависит от опыта тех немногих святых пророков и мудрецов, которые непосредственно постигли сакшаткару, или даршану, или нечто подобное им. По мнению этих мыслителей, основу философии составляют авторитет или свидетельства заслуживающих доверия лиц и священных писаний. Этому методу следуют школы мимансы и веданты. Многие из своих теоретических положений они основывают на ведах и упанишадах. Равным образом буддийская и джайнская школы ставятся в зависимость от учений Будды и джайнов, которые считаются всеведущими и совершенными. В Европе средневековая схоластическая философия также была основана на авторитете христианской библии.
Разум является главным инструментом спекуляций философов обоих типов. Отличие
их друг от друга состоит в том, что у первых разум следует за обычным опытом,
тогда как у вторых - за авторитетом.
Индийскую философию часто упрекают в том, что ее теории основываются не на
самостоятельном рассмотрении, а на авторитете и носят поэтому характер скорее
догматический, чем критический. Такое обвинение явно несправедливо по отношению
к большинству индийских систем, которые в той же мере основываются на свободных
рассуждениях, в какой это имеет место и на Западе даже в современный век
критического мышления. Критика эта может иметь отношение главным образом к двум
системам - мимансе и веданте, которые, как мы уже указывали, значительное место
уделяют авторитету. Однако хотя эти системы исходят из авторитета, их теории
подкрепляются столь вескими самостоятельными аргументами, что если даже убрать
их опору - авторитет, они все же будут прочно стоять и выгодно отличаться от
некоторых теорий, основывающихся исключительно в самостоятельном мышлении.
Как мыслящее существо, человек не может, конечно, чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока не удовлетворен его разум. Но если аргументы в пользу данной философии достаточны для удовлетворения его разума, то дополнительные факторы, основывающиеся на опыте лиц с ясным умом и чистым сердцем, будут лишь увеличивать ее ценность.
Название: Место авторитета и разума в индийской философии
Раздел: Индия
Дата: 2006-01-02
Просмотрено 4572 раз