Реклама
История философии >> Еврейская философия
Философия Танаха
Вопрос, который для любой философской системы имеет номер "один",
формулируется просто: что первично - наш ум или наше тело? Материя или сознание?
От чего отталкиваться, к чему причаливать?
Далее - вопрос за номером "два" практически везде: что есть основа мира,
существует ли некое универсальное начало, универсальное основание, к которому -
как к фундаменту в строительстве самого сложного дома - можно свести все то
многообразие явлений, каковое мы, и именуем миром.
Говоря о еврейской философии и о том, что с ней спорит, противоречит ей - и
иногда мешает нам понять еврейство таким, какое оно есть, мы осознаем что
еврейство можно понять через философию.
Философия не признает иных выводов, кроме тех, к которым приводит разум и опыт,
а иудаизм как религиозное учение опирается на откровение и традицию. Однако
доводы разума и опыта не чужды Торе. Но известно ведь, что и среди религий, и
среди религиозных философий ИУДАИЗМ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОСТО ОДНА ИЗ РЕЛИГИЙ -
это целостная система мира и целостное мировоззрение, это целая жизнь!
Величественный распорядком звездного неба призывается в свидетели о наличии
Единого и Единственного Всемогущего Создателя (Теил., 19, 2(1); Иеш., 40, 26;
Амос, 5,8). Дар речи и слуха, пожалованный людям, служит доказательством
существования Всевидящего и Всеслышащего Провидения (Теил., 94, 9), а особые
милости, явленные Всевышним Израилю, свидетельствуют о всемогуществе Божьего
Промысла в истории. Иов (Книга Иова) в своих раздумьях над парадоксами Божьего
нравственного управления апеллирует, как к конечной инстанции, к доводам разума
и выводам, почерпнутым из наблюдений над человеческой жизнью и природой. В них
он видит доказательства праведности путей Всевышнего по отношению к человеку. Да
и в целом дух познания, питающий философию, далеко не чужд Священному Писанию,
особенно такой его книге, как Коhэлет (Экклезиаст).
Именно рационалистическая, разумная, на разум ориентированная тенденция
еврейской традиции, явственно проглядывающая уже в Торе, позволила еврейским
мудрецам с незапамятных времен прийти к представлению о Б-ге как о духовном
начале, и это несмотря на антропоморфизмы, которыми изобилует Священное Писание.
Словом АНТРОПОМОРФИЗМ - дословно, с принятого для философских терминов
греческого языка это значит "ЧЕЛОВЕКОПОДОБИЕ" - обозначаются концепции,
которые уподобляют те или иные мировые процессы, закономерности, явления
ПРОИСХОДЯЩЕМУ ВНУТРИ НАС.
Но не только это - например, религиоведы (знатоки разных человеческих
верований и привязанных к ним обычаев) отмечают, что более полвины ИДОЛОВ,
рукотворных статуй, изображений, обожествляемых язычниками, АНТРОПОМОРФНЫ. То
есть - срисованы, скопированы с человека. Придите в "античный зал" любого
большого музея, и это станет очевидно - только с той поправкой, что у ныне белых
и не всегда целых мраморных статуй во времена греческих и римских культов были
крашеные лица и все атрибуты "грима": вот вам и копия с человеческой "формы", с
облика человека, сделанная его же руками и превращенная в предмет поклонения.:
Это именно те "боги", про которых еврейская традиция говорит, что они имеют уши,
но не слышат, имеют глаза, но не видят, имеют уста, но не говорят.
Человек как мера всему и образец для всяческого подражания - тоже одна грань
АНТРОПОМОФНОСТИ. Интересно выглядят с этой точки зрения попытки поместить в
рамки классической нееврейской философии еврейскую идею о человеке, который
СОЗДАН ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ВСЕВЫШНЕГО, своего ТВОРЦА. Ясно, что это как раз
наоборот - не Бог скопирован с человека (не вечное есть копия временного), а
Творение несет в себе образ и подобие Творца.: Этакий получается "ДЕИМОРФИЗМ
От внимания наших мудрецов не ускользнуло внутреннее противоречие: еврейское Священное Писание, с одной стороны, неустанно подчеркивает, так сказать, "несравнимость" Бога, а с другой стороны, постоянно рисует Его по образу человека. Бога нельзя познать до конца, он шире любых представлений нашего сознания о Нем, но то, что в нас есть божественного, мы можем легко с собой соотнести и даже попробовать "сравнить" несравнимое:
И выясняется вот что. Эти антропоморфические выражения в Танахе - не что иное, как фигуры речи, призванные как можно глубже запечатлеть в человеческом сознании личностный характер Б-га. Спиритуализация образа Б-га нашла отражение уже в Тикуней Софрим (Исправления Писцов), передаваемые по традиции изменения текстов Танаха для смягчения антропоморфического характера некоторых выражений. Особенно ясно проступает она в арамейских переводах Торы - таргумим, где все антропоморфизмы опускаются - чтобы читатель Торы не подумал, что Б-г и человек одно и то же, чтобы не забывал о колоссальной дистанции между высшим из б-жественных творений, но все же - одним из творений - и ТВОРЦОМ. Отсюда в Таргумим (переводах на арамейский язык) распространенный термин Мемра (слово), который служит в почтительно-иносказательной форме для обозначения Б-га в тех случаях, когда буквальный перевод создает впечатление, слишком уж напоминающее человека.
Антиантропоморфическая тенденция характерна и для греческого перевода Торы. Считать, что поправки эти возникли под влиянием греческой философии, нет никаких оснований: их вводили не философы, а переводчики. Однако переводчики эти не могли не руководствоваться в своей работе теми традиционными представлениями, которые прочно утвердились в еврейском сознании этого времени. Тот же рационализм мудрецов Талмуда привёл к созданию на основе Торы философии иудаизма с присущим ей четким и всеобъемлющим взглядом на вселенную и жизнь.
Название: Философия Танаха
Раздел: Еврейская философия
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 4894 раз