Реклама
История философии >> Философский мистицизм XX в.
З.Фрейд. Психоналитический метод и его философская интерпретация.
Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже 19 - 20
вв. Когда австрийский врач-невропатолог Фрейд (1856-1939) предложил новый
метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. Его метод стал
известен как метод свободных ассоциаций.
Суть ее в том, что индивид, наблюдая одно явлений, подразумевает другое,
причинно связанное и эта ситуация находится под контролем сознания и мышления.
Фрейд рассматривает ассоциацию с целью полного исключения сознания. Объектом
изучения является цельная человеческая личность. Личность рассматричается, как
продукт биологической эволюции с тесной зависимостью от общественно-культурной
среды. При этом, приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного,
мировоззренческим ориентиром являются философия Шопенгауэра и Ницше. Человек -
не мягкосердечный, а агрессивный. Если Шопенгауэр усматривает смысл жизни в
отказе от нее, а Ницше утверждает 'жизнь для жизни', то Фрейд пытается провести
баланс между жизнью и смертью.
Основным предназначением 'инстинкта к жизни' является воспроизводство
раздражений. Носителями раздражения является психосексуальная энергия. Укрощая
жизненную сексуальную энергию, организм стремится к смерти. Механизмом,
осуществляющим баланс между 'стремлением в жизни' и 'стремлением к смерти',
является влечение (способность организма к восстановлению какого-либо прежнего
состояния).
При достижении устойчивости психического состояния человека, влечения могут
выполнять конструктивную и деструктивную роль (садизм - внутренний пассивный
успокоитель сексуального раздражителя, направлен вовне: вытесненное стремление к
смерти).
Согласно Фрейду, течение психических процессов регулируется принципами
постоянства, удовольствия, реальности.
Бессознательные процессы подчинены принципу удовольствия, содержание которого
определяет индивидуальное развитие психики.
Состояние удовольствия всегда находится в зависимости от количества имеющегося в
психике какого-либо возбудителя; оно обеспечивается системой влечения и имеет
своим результатом удовольствие, т.е. понижение количества раздражений. Но в
организме всегда существует то, что содействует нарастанию возбуждения, а это
нарушает нормальные функции психической деятельности и воспринимается как
неудовольствие. Поэтому, психический аппарат удерживает имеющееся в нем
количество возбуждения на постоянном уровне. В этом постоянстве - самосохранение
организма.
Бессознательное и его роль в культуре.
Европа всегда видела в личности цель и смысл существования мира. Она склонна к
признанию и объективному истолкованию материи. Испуг перед темными безднами
бессознательной среды человеческой личности вызвал в Европе не стремление
отказываться от личностной формы существования, но желание подавить, и если есть
возможность, вылечить личность посредством осознания хотя бы маленькой толики из
бездны бессознательного. Это - позиция Фрейда. Отстаивая преолбладание воли по
отношению к разуму, философ высказал немало оригинальных идей, относительно
особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира и их жизненной
значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего
рационализма - воля являет собой простой придаток разума или просто
отождествление с ним. На неоходимость самого скрупулезного исследования сферы
бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании
разумного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал Фрейд.
Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек
находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а
общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью
лишить его страстей.
Личность разделена на Оно, Я (эго) и Сверх-Я (супер эго). 'Оно' - сфера
бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. 'Оно' лишено сомнений,
противоречий и отрицаний. Все инстинкты и влечения связанные с ним Фрейд делит
на две противоположные группы: первая охватывает влечения 'Эго', инстинкты
смерти, агрессии и разрушения (тенденции, толкающие человеческий организм к
возврату в животное состояние), а вторая - половые инстинкты, инстинкты жизни (эротическая
любовь).
Сознание личности - система внешних запретов и правил (супер-эго), а истинное
содержание индивидуального (эго) составляет нечто 'надсознательное' (оно),
содержащее импульсивные влечения и стристи. Между ними существует постоянный
конфликт, причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного
рода нормы, законы, заповеди, которые подавляют подсознательную сферу.
Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения,
случайные оговорки, описки:) или прямо ненормальных (неврозы, психозы).
Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее
профессиональному анализу. Но он явно преувеличивает его роль в поведении
нормального, здорового человека, который руководствуется разумом, адекватно
отображающем логику вещей и событий.
Название: З.Фрейд. Психоналитический метод и его философская интерпретация.
Раздел: Философский мистицизм XX в.
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 5683 раз