Реклама
История философии >> Философский мистицизм XX в.
Э.Гуссерль. Философия как строгая наука
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - выдающийся немецкий мыслитель,
родоначальник одного из основных направлений современной философии -
феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как
возникающие в сознании смыслы Предметов и событий.
По Э. Гуссерлю, феноменология - это 'строго научная философия' о феноменах
сознания как о чистых 'сущностях, образующих мир идеального бытия', о
'самоочевидных логических принципах', дающих возможность очистить сознание от
эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с
помощью многоступенчатого метода 'феноменологической редукции'. В результате из
рассмотрения исключаются (или 'заключаются в скобки') весь окружающий мир, все
существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что
является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся 'к
самим вещам' в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но
сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием
обоснования, идеализации.
Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта - предельно
обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е.
описательной, наукой.
Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в
психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию
структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не
зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом
томе своих 'Логических исследований' Гуссерль атакует психологизм своей эпохи,
критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы
не психологичны по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обществе
непременно нуждаются в определенном философском обосновании.
В 'Логических исследованиях' Гуссерль так определил объект, цели и метод
философии: Ее основной объект - это научное знание и познание, Ее цель -
построить науку о науке, т.е. 'наукоучение'. Решающая проблема теории познания -
проблема объективности познания. Философу, говорит Гуссерль, недостаточно того,
что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы
можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет
привести в ясность, что такое по существу 'вещи', 'события', 'законы природы' и
т.п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих
проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает
возможным теорию и т.п. Лишь философское исследование дополняет научные работы
естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое
познание. Гуссерль, повторяем, рассматривал философию как строгую науку - науку
о феноменах сознания.
Вслед за рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние
самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от
эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения
высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех
догматических принципов, которые вырастают на почве обычной 'естественной
установки' сознания в своем отношении к миру. С его точки зрения, философия
призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание: как раз это и
было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к
свершению 'эпохе' - воздержанию от какого-либо утверждения. В результате
редукции остается последнее неразложимое единство сознания - интенциональность,
т.е. направленность сознания на предмет (заметим, что со времен древних
мыслителей так и понимали отношение сознания к объекту). Гуссерль под
интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как
обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических,
социальных и иных факторов.
Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о
связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим
звеном между ними, быть одно-цременно представителем духовного мира и
трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности
событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как 'значения', не
обладающие собственным, самодостаточным статусом существования. В последний
период жизни он обратился к идее 'жизненного мира', что вело его к философии
жизни. Он [выступал против господства сциентизма и
натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля послужили
одним из источников экзистенционализма и герменевтики.
Название: Э.Гуссерль. Философия как строгая наука
Раздел: Философский мистицизм XX в.
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 4664 раз