Реклама
Философы
Авиценна
ИБН СИНА (латинизир. Авиценна,
Avicenna,) (ок. 980-1037),
ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром
при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма,
отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - 'Книга исцеления',
'Книга указаний и наставлений' и др. - содержат также естественно-научные
воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были
необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и
клинической медицины 'Канон врачебной науки' (в 5 ч.) - обобщение взглядов и
опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков
обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских
изданий).
Жизнь
Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые
30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех
близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской
администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными
способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины
(грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и
историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское
право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари.
Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в
знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как
зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002
вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч),
научная жизнь которого концентрировалась вокруг 'Академии Мамуна', объединявшей
крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану
Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и
Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным
участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и
придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку
перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость.
В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.
Труды
Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его
работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают,
помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю,
кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов
оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем
после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком
преимущественно по так называемой 'Теологии Аристотеля' (извлечения из 4-6
разделов 'Эннеад' Плотина). Главная философская работа Ибн Сины -
энциклопедический труд 'Книга исцеления' - состоит из четырех разделов: логики,
физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и
метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси 'Книга знания' ('Даниш-намэ').
В сокращенном изложении философские идеи 'Книги исцеления' содержатся в 'Книге
спасения' (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей
стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). 'Книга указаний и
наставлений', написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его
философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее
влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел 'Канон
врачебной медицины'. Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме
рубаи).
Философия
В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как
таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает
возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее,
существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда
как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины,
в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и
личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то
же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира
Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение
в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия
эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального
единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он
ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как
конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого
возможного бытия.
В философской повести 'Живой, сын Бодрствующего' Ибн Сина в аллегорической форме
излагает учение об активном 'уме' (аристотелевско-неоплатонический нус), который
ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и
метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить
мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир
вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его
конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию,
обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления
выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души.
Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения,
которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.
Сочинения:
Книга знания. Сталинабад, 1957.
Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.
Послание о любви. Тбилиси, 1976.
Избранные философские произведения. М., 1980
Название: Авиценна
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 8477 раз