Реклама
Философы
Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед
Философ, ученый-энциклопедист, один из
главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с
неоплатонизмом. Прозвище - Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде,
Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах
жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о
музыке".
Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки
Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из
привилегированных слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн
Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он
ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в
Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был
судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один
из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много
трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в начал листать эти книги и увлекся ими.
Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но
не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя
в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой.
В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта
бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов
Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в
изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и
совокупности задач и проблем, поставленных великим греком.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О
классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того
времени, определен предмет исследования каждой.
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с
видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в
среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю
мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и
поиски достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби
вынужден покинуть Багдад.
Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он
упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия
аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем
уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах
(поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок,
некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер
он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот.
Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель.
Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом.
Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит
вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это
индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного
счастья.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании.
Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только
посредством разума.
"Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых
произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.
Здесь содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит
философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье,
которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель
отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм.
"Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг
другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".
Название: Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 6075 раз