Реклама
Философы
Аверроэс
Арабский философ и врач,
представитель арабского аристотелизма. В трактате "Опровержение опровержения"
отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. Рационалистические идеи
Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе
(аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.
Абу-аль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Рушд (лат. - Аверроэс) родился в
Кордове в 1126 году. Дед его был великим кадием Кордовы, правоведом-маликитом.
Следуя фамильной традиции, Ибн Рушд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию,
арабскую литературу, проявлял особые способности к медицине.
Во второй половине 1168 года Ибн Рушд знакомится с халифом Абу-Якубом.
Повелитель правоверных приблизил к себе сорокатрехлетнего ученого и дал ему
официальное задание - заняться комментированием Аристотеля. Одновременно Ибн
Рушд был назначен кадием Севильи. Несколько месяцев спустя им была завершена
работа над толкованием аристотелевской книги "О возникновении животных".
В 1171 году Ибн Рушд вернулся в Кордову, где занял наследственную в его роду
должность великого кадия.
В 1182 году Ибн Рушд занимает должность лейб-медика халифа.
В 1184 году, после смерти Абу-Якуба, халифский престол перешел к его сыну
Абу-Юсуфу Якубу. Первоначально новый правитель покровительствовал ученому, но в
1195 году повелел сжечь сочинения Ибн Рушда, а самого философа сослал в местечко
аль-Ясана, близ Кордовы. По поводу этого события существует масса гипотез, как
средневековых, так и современных авторов. Вероятнее всего, что халиф стремился
хотя бы временно угомонить религиозных фанатиков и тем самым обеспечить
спокойствие в своих владениях на Пиренейском полуострове. Доказывают эту теорию
следующие факты: помимо Ибн Рушда репрессиям подверглись и другие представители
андалузской интеллигенции, кроме того был наложен запрет на изучение философии,
в связи с чем предусматривалось изъятие всех подозрительных сочинений. Опала Ибн
Рушда продолжалась недолго: после успешного завершения похода на кастильцев,
халиф вернулся в Марокко, куда пригласил Ибн Рушда и других ученых.
Ибн Рушд скончался 10 декабря 1198 году в Марокко. Через три месяца по просьбе
родственников философа его останки были переправлены в Кордову.
Творческое наследие Ибн Рушда включает в себя сочинения по философии,
естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Его труды делятся на
комментарии и самостоятельные работы. Комментарии были составлены им к
произведениям Аристотеля, Платона ("Государство"), Александра Афродизийского ("О
разуме"), Николая Дамаскина ("Первая философия"), Фараби (трактаты по логике),
Ибн Сины ("Урджуза о медицине") и Ибн Баджи ("Трактат о соединении человека с
деятельным разумом").
Что же касается оригинальных философских трудов Ибн Рушда, то важнейшим из них
является написанный около 1180 года трактат, в котором доказывается
несостоятельность обвинений, выдвинутых перед перипатетиками Абу-Хамидом Газали
в "Опровержении философов". Это произведение называют "Опровержением
опровержения". В нем Ибн Рушд рассматривает вопрос о соотношении философии и
религии. Он показывает, что философия и религия очень сходны в направленности
своих суждений. Они имеют предметом изысканий Бога, но рассуждают о нем
по-разному.
Согласно Ибн Рушду, материальный мир вечен, как и Бог, который не сотворил мир.
Материя существует как постоянная возможность форм, которые из нее возникают;
материя и форма, для Ибн Рушда, нераздельны и образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными, они умирают вместе с телом. Этика
Ибн Рушда заключается в учении, что человек создает добро в соответствии со
своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает - Ад или Рай.
Название: Аверроэс
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 6280 раз